Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие каждого ученика.
Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.
Многолетний опыт апробаций и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода показал, что первые шаги учитель-экспериментатор начинает с организации урока в контексте той или иной технологии.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте деятельностного подхода.
Содержание
Предлагаемый конструктор содержит следующие разделы:
-
Системно-деятельностный подход - описание требований, предъявляемых к современному уроку в контексте системно-деятельностного подхода.
-
Таблица-конструктор – описание основных этапов-модулей урока и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать учебную деятельность учащихся.
-
Ситуационная задача - описание идеи использовать ситуационные задачи с приложением конструктора Л.С. Илюшина и примерами ситуационных задач.
-
Изобретательская задача - описание идеи использовать изобретательские задачи с подробным алгоритмом решения и примерами использования на уроке.
-
Метод интеллект-карт – описание идеи использования интеллект-карты на уроке с приложениями дополнительных материалов, а так же практической работы.
-
Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов с ссылками на примеры использования.
-
Практика – раздел, который содержит разработки уроков с применением конструктора, примеры учебных задач.
-
Полезные ссылки – указаны ссылки на Интернет-ресурсы, которые можно использовать для разработки уроков.
Представляемый сборник поможет учителю спроектировать любой урок в соответствии с концепцией системно-деятельностного подхода и требованиями стандартов второго поколения.
Педагогические приемы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и стратегии технологии развития критического мышления (ТРКМ) помогают активизировать мыследеятельность на разных этапах урока.
Конструктор ситуационных задач помогает любой вопрос и задание в учебнике перевести в разряд проблемной или учебной задачи.
Метод интеллект-карт может быть рассмотрен как способ организации контроля знаний или как способ систематизации изученного материала на уроке.
Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации учебной деятельности детей на разных этапах и типах уроков.
Цифровой конструктор может быть интересен как молодым учителям, начинающим свою практику в школе, так и учителям со стажем. Особенно полезен данный материал тем, кто еще не готов осуществить апробацию или внедрение технологии системно-деятельностного подхода в образовательный процесс, а организовывать учебную деятельность необходимо.