Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 13:04

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №34 Тайгинского Городского Округа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 207
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эмоциональное выгорание. Кто виноват, и что делать?

Эмоциональное выгорание. Кто виноват, и что делать?
(Советы учителю)


Какие у вас возникают ассоциации, образы при словосочетании «эмоциональное выгорание педагога»?

Лично у меня складывается такой образ: хмурый, неулыбчивый учитель, неохотно и раздраженно отвечающий

на вопросы учеников и коллег по работе. Человек с опущенными плечами и уставшим, тусклым взглядом,

с неуверенной походкой. Часто такие люди видят в работе больше негатива, чем позитива. Вечно

недовольны директором и администрацией и все причины неудач стараются приписывать именно им, а не себе.

Но, давайте не будем о грустном, а попытаемся разобраться, как же эмоционально не сгореть на работе?

Как не заразиться выгоранием от других коллег? Давайте разберемся в обсуждаемом понятии: что же такое

«эмоциональное выгорание» и как его избежать? Одной из серьезных проблем современной школы является

эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Хотя, этим

синдромом могут «заразиться» и более молодые работники. Все зависит от личности педагога и его творческой

активности. Встречаются молодые специалисты, которые в начале своей профессиональной карьеры «горят на

работе» не в лучшем смысле. Это проявляется в безынициативности, нежелании «профессионально расти» и

набираться педагогического опыта у коллег со стажем. Но есть и другая категория учителей со стажем,

которые заражают позитивом, инициативностью и любовью к своей профессии. Поэтому возраст, по большому

счету, здесь ни при чем. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни,

переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого, частые и неразрешенные конфликты

на работе). Существуют факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом

развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми

ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая

нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное

вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений;

двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение);

однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не

соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, понимающим.
 


Пожалуйста, прочитайте каждый абзац отдельно и подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства

появляются у вас. Проанализируйте свое состояние, используя данные вопросы. Для более полного анализа Вы

можете записать свои ответы на листе бумаге. Выделите то, что наиболее Вас тревожит, чем Вы больше всего

недовольны. Отложите свои записи и вернитесь к ним через неделю. Что-то изменилось?

А сейчас ответьте на предложенные вопросы и проанализируйте свое состояние. 
1. Как вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы замечаете у себя? 
2. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?
3. Как вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы замечаете у себя?
4. Как вы чувствуете себя: по дороге на работу; по дороге домой; приходя домой; через час после возвращения

домой; когда ложитесь спать?
5. Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче? Можете ли обнаружить

в этом некую закономерность?
6. Существуют ли определенные коллеги по работе, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны?

Вы осознаете, почему они так сложны для вас? Всегда ли это так?
7. Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс?

Осознаете ли вы, почему?
8. Влияет ли на вас рабочий график?
9. Как вы используете свободное время?
10. Что помогает вам расслабиться?
11. Как долго вы восстанавливаетесь по окончании рабочей недели?
12. Используете ли вы лекарства, алкоголь, азартные игры, особую еду или хождение по магазинам, чтобы восстановить

равновесие? Нуждаетесь ли вы в алкоголе или снотворном, чтобы нормально спать?
13. Замечаете ли вы, что у вас появились определенные устойчивые особенности — изменения в эмоциональной сфере,

излишняя напряженность, замкнутость, подавленность, хроническая усталость или цинизм?
14. Может быть, ваши близкие говорят вам о переменах, которые произошли с вами, а вы не замечаете этих перемен?
15. Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?
16. Делаете ли вы что-нибудь такое, чего не делали раньше?
17. Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?
18. Какие эмоции чаще всего испытываете вы, приходя на работу?

После рабочего дня пройдитесь домой пешком. Если ваша работа находится слишком далеко от вашего дома, пройдите

пешком одну остановку. А во время этой пешей прогулки понаблюдайте за другими людьми. Наблюдайте, анализируйте,

задавайте себе многочисленные вопросы, ищите ответы. Пример подобного наблюдения - размышления: «Вот дворник

метет тротуар. Он постоянно находится на улице. Хотела ли я быть на его месте? А вот водитель автобуса. Он весь день

перевозит людей по городу. Хочу ли я такую работу? А там менеджер магазина успокаивает скандального покупателя.

У меня бы хватило нервов на такую работу? А как работают по вахтам нефтянники, не видя свою семью неделями.

Хотела бы я работать вот так, за несколько километров от дома, часто не в очень хороших погодных условиях?» 
Наблюдайте и размышляйте. И полюбите свою работу, найдите много позитивных моментов, которые когда-то

привлекали вас в нелегкой, но интересной профессии. Но если уж вам совсем невмоготу и ваша профессия никак не

ложится вам на душу, то меняйте её. Ищите что-то более подходящее лично вам и пробуйте себя в этом.

Рекомендации, которые помогут более оптимистично смотреть на свою профессиональную деятельность. 

* Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы её строите сами. Ни в коем случае не сидите и не переживайте.

Делайте хоть что-нибудь. 
* Пришли с работы домой очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатываясь на обычной

пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это великолепный массаж спины и позвоночника.
* Успевайте жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и,

увы, забываем при этом жить. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесет вам радость.
* Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними. Закончив школу, наши ученики могут забыть

грамматические правила и сложные формулы, но наше доброе, человеческое отношение они не забудут.
* Преподносите себя ученикам, родителям коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте

стопроцентную уверенность в себе. Плечи расправлены, походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и

нервозности. При этом смотрим людям в глаза и улыбаемся.
* Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательное и спокойное. Тушите в себе

и в других конфликтные порывы. Старайтесь в общении с людьми идти на компромисс.
* Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или

иную сторону «перекосить» вашу жизнь. В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.
* Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными способами.

Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Разнообразьте собственную жизнь. Это в ваших

силах.
* Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.
* Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя не просто в рамках, а непременно в оптимистических рамках.

Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.
* Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас. Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим.

Живите здесь и сейчас.
* Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.

 

Приложение к пожеланиям


Рецепт приготовления хорошего урока. 
Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали эти 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день.

Добавьте в каждый свой урок: 
* 12 порций мудрости;
* 11 порций терпения;
* 10 порций храбрости;
* 9 порций работоспособности;
* 8 порций оптимизма;
* 7 порций требовательности к своему делу;
* 6 порций вольнодумия и свободомыслия;
* 5 порций доброты;
* 4 порции отдыха и заботы о здоровье;
* 3 порции юмора;
* 2 порции такта;
* 1 порцию веры в каждого своего ученика.

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте своё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом учителя.

Погода
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz